8 (800) 250-73-12
Назад

Комедия — это дело очень серьезное.

Люсиль: Как, батюшка, что вы с собой такого сделали? Вы играете комедию? 

Журден: Нет, это не комедия, это дело очень серьезное…

Мольер

Месье Мольер, вот с вами всегда так. Никогда не знаешь над кем вы смеетесь. Над незадачливым господином Журденом, который лезет из кожи вон, чтобы походить на дворянина и пытается имитировать наряды и утонченные манеры, которые являются уделом аристократов. Или это карикатура на двор и насмешка над жеманным, напыщенным обществом , в котором для того, чтобы сделать реверанс, нужно обучаться у преподавателя танцев.

У вас всегда фига в кармане!

История французского театра делится на два периода — до и после Мольера. Чтобы понять кем он был, нужно понять каким был театр до Мольера. В театре царили рыцари и короли, высокий слог и торжественные жесты.

Манера комедиантов произносить текст абсолютно отличалась от современной. Это была трагическая декламация на низких тонах, когда слова произносились с медленной аффектацией, громкими раскатами голоса, монотонно затягивая звуки. Потом делалась неожиданная короткая пауза и снова возвращение к начальному тону. Актеры произносили тексты, не перевоплощаясь. В моменты страданий они говорили с избыточной силой, но не покидая той же модуляции. При этом они принимали определенные положения и делали жесты, которые имели смыслом передать чувства. 

Мольер вывел на сцену простого мещанина, который заговорил простым языком и это всех изумило настолько, что завороженная публика забывала аплодировать.

Мольер сделал комедию зрелищем для аристократов. До этого лишь высокие жанры были их уделом, комедия воспринималась как зрелище простолюдинов, а здесь над комедиями потешался король!

Пьесы Мольера не имели ничего общего с прошлым, они были новыми по форме и тексту. 

Мольер, смеясь, мог говорить то, что не позволительно было в серьезной пьесе: «Перо и свободное слово говорит через шутку истину, которую опасно сказать серьезно».

Мольер пришел в театр, воцарился там и никогда из него не ушел.   Современники понимали кем был Мольер, сердились, негодовали, хохотали и   понимали, что в театр пришел талант, сравнимый разве что с великими римскими авторами. Да что там римские авторы! Когда это было и кому это было сегодня смешно!

15 января 2022 года исполняется 400 лет со дня рождения Мольера.

Фрагмент из книги Н.В. Зайцевой «Король развлекается»

Посмотрите наши видеоэкскурсии и видеолекциии

Театральная библиотека
Театральная жизнь Петербурга в эпоху НЭПа

Автор

Наталья Зайцева

Историк, кандидат искусствоведения

Установить на iOS Установить на Android