8 (800) 250-73-12
Назад

Каким был Париж во время визита Петра I?

Еще до поездки во Францию Пётр I имел визуальное представление о парижской архитектуре благодаря книгам и гравюрам, которыми снабдили его К. Зотов и Ж. Лефорт, проживавшие во французской столице на правах официальных агентов. В распоряжении царя уже были полтора десятка книг и сотни гравюр, посвященных архитектуре и садовому искусству Франции. Изучение печатных материалов из царской библиотеки позволяет утверждать, что Петр I «приехал в Париж подготовленным, совершенно точно зная, куда и на что смотреть».

Кононом Зотовым для царя был составлен своеобразный путеводитель «Роспись куриозным вещам в Париже», включавший важнейшие достопримечательности французской столицы и её окрестностей. Пётр I посетил все указанные здесь места, кроме средневекового Венсеннского замка. Его интересовали в первую очередь современные постройки.
Еще один «путеводитель» царь получил от герцога Л. А. д’Антена. Он преподнес ему альбом гравюр «Виды прекрасных домов Франции» («Veues des belles maisons de France»), впервые изданный в Париже в 1680 году Адамом Переллем, затем неоднократно дополнялся и переиздавался. К нему была приложена рукопись «Описание знатных домов во Франции», сохранившаяся в составе библиотеки царя. Она представляет собой перевод на русский язык подписей в альбоме. Пётр I с помощью этого русскоязычного иллюстрированного «путеводителя» мог заранее планировать свои поездки и получать необходимую историко-культурную и архитектурную информацию.
«Альбом-путеводитель», который Петр I, несомненно, держал в руках, формировал определенный образ французской столицы – это был образ современного города, обновленного в результате строительной деятельности Людовика Великого. Царь осмотрел почти все представленные в нем «прекрасные дома», лично убедился в привлекательности парижских городских видов и перспектив. Гравюры позволяют нам представить визуальный образ Парижа, представший перед русским царем в 1717 году.
Самое полное представление о центральной части Парижа дает гравюра, названная по-русски несколько неуклюже: «Город Париж, которой виден с мосту Королевского, от дворца, зовомого Тюлери»

На картине представлена большая часть Парижа вплоть до его восточных окраин. Северная часть города (правый берег) акцентирована огромным комплексом зданий Лувра и Тюильри. Собственно на правом берегу располагался «Город» («Ville»), который противостоял острову Сите и левобережному «Университету» («Université»), а также предместьям. На правом берегу среди очень густой (по сути – средневековой) застройки возвышаются церковь Сент-Эсташ, башни Тампля, башня Сен-Жак и церковь Сен-Поль. Недалеко от последней находился особняк Ледигьер, в котором проживал русский царь.
Хорошо узнаваем за Новым мостом остров Сите с треугольной площадью Дофина и возвышающимися над ней шпилем часовни Сен-Шапель и башнями собора Нотр-Дам. На мосту заметен силуэт конного памятника Генриху IV.

Левый берег представлен на гравюре более широкой полосой застройки, хотя в действительности он уступал «Городу» по территории и населению. На холме Святой Женевьевы видны колокольни одноименного аббатства и церкви Сент-Этьен. Узнаваема высокая романская башня аббатства Сен-Жермен де Пре. В центре хорошо просматривается купол и выступающие к Сене крылья Коллежа Мазарини. Правый нижний угол картины занимает довольно солидная застройка Сен-Жерменского предместья, куда в конце царствования Людовика XIV переместился главный аристократический район столицы.

Мастер постарался представить на своей гравюре почти весь город, но центральное место он отвел Сене. Она предстает здесь не только как широкая речная магистраль, но как главная улица Парижа с повисшими над водой мостами, с одетыми в камень набережными. На реке заметно оживленное движение: барки, лодки и лодочки снуют по воде и толпятся у пристаней. Дотошный гравер изобразил даже лебедей на речной глади. Мы видим «людства множество» на замощенных набережных: кареты, повозки, всадников и пешеходов.
Тюильри Большая Галерея и Лувр составляют парадный фасад города, выходящий на реку. Вполне регулярный вид имеет и противоположная набережная Малаке. Конечно, за классическими фасадами еще скрывается средневековый город с тесной застройкой, с острыми щипцами узких фасадов и готическими колокольнями. Еще тесно застроено пространство между Тюильри и Лувром. Однако горизонтали луврских крыш, мерный шаг крупных арок Королевского моста, полукружие купола Коллежа Мазарини придают величественный классицистический ритм городской застройке.

На следующей гравюре представлен вид на Сену с другой стороны Королевского моста. Подпись в царском «путеводителе» гласит: «Мост Королевской от Тюлерии зделан с великою крепостию чрез господина Гаврила (подрядчик Ж. Габриэль. – С.М.…>. Вид моста, павильона и сада Тюильри придают некоторую «правильность» и этой панораме. Однако неустроенная набережная Гренуйер («пристань легушечья») и свободно разбросанные дома предместий свидетельствуют о том, что парижское «регулярство» здесь заканчивается. На правом берегу Сены за воротами Конферанс видны густые посадки прогулочных аллей – Аллеи Королевы и Елисейских полей. На месте садов и огородов, изображенных на левом берегу, позже (к приезду Петра) будет сооружена широкая эспланада Дома Инвалидов («двора Марсова или инвалидов»).

Высокая точка зрения, принятая на этих гравюрах, позволяет видеть город с высоты птичьего полета. Широкая гладь реки с обустроенными набережными, мосты, не застроенные домами, парадные фасады дворцов и ширь регулярного сада создают впечатление простора и правильной организации городского пространства, открытого к реке. Таким хотел показать Париж художник, такой стремились представить столицу русскому царю гостеприимные хозяева.

 

Автор статьи Сергей Мезин, доктор исторических наук

Посмотрите наши видеоэкскурсии и видеолекциии

Париж Петра Великого и мечта о Петербурге
Как был основан Петербург

Автор

Сергей Мезин

Доктор исторических наук

Установить на iOS Установить на Android